18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

К 154-летию со дня рождения В.И. Ленина (22 апреля 2024 года)

10:40 23.04.2024 16+
4448
К 154-летию со дня рождения В.И. Ленина (22 апреля 2024 года).

В период Октябрьской революции и гражданской войны Ленин и Троцкий фактически превратились в первых лиц государства.

И вот мне «попался под руку» видеофильм о втором человеке-организаторе Октябрьского переворота в Петрограде 1917 года. Меня заинтересовала здесь «связка»-тандем «Ленин и Троцкий».

… Лев Бронштейн в юности увлёкся идеями марксизма, став членом революционного кружка в городе Николаев.

Был арестован и сослан царскими властями в Восточную Сибирь (Иркутскую губернию). Сбежал из сибирской ссылки в Лондон, где познакомился с Владимиром Лениным и становится постоянным сотрудником газеты «Искра».

А.В. Луначарский о молодом Троцком писал: «…Заграничную публику Троцкий поразил своим красноречием, значительным для молодого человека образованием и апломбом. Очень серьёзно к нему не относились по его молодости, но все решительно признавали за ним выдающийся ораторский талант и, конечно, чувствовали, что это не цыплёнок, а орлёнок».

На II съезде РСДРП, летом 1903 года, Троцкий вначале поддержал Ленина, но позже побудил его перейти на сторону «обиженного меньшинства». Троцкий не соглашался с «якобинством» Ленина и его концепцией авторитарной организации партии.

Троцкий отказался поддержать курс Ленина на выделение большевиков из РСДРП в самостоятельную партию, построенную на началах централизации («демократический централизм») и обязательности выполнения нижестоящими приказов вышестоящих («партийная дисциплина»). Подобные черты ленинской организации вызывают обвинения в «авторитаризме» и «сектантстве».

В 1911-1912 гг. Троцкий и Ленин находились в состоянии острого конфликта.

Февральская революция 1917 года стала неожиданностью как для Троцкого, так и для Ленина, которые оба в этот период находились в эмиграции. Ленину удалось вернуться в Россию в апреле 1917 года, Троцкий прибыл в Петроград в начале мая 1917 года.

Существенных идеологических различий между сторонниками Ленина и Троцкого не было: и те, и другие поддерживали лозунги роспуска Временного правительства («перерастания буржуазной революции в социалистическую») и немедленного мира («демократический мир без аннексий и контрибуций»).

Первое совещание между Лениным и Троцким, на котором обсуждалось возможное слияние, прошло уже 10 мая 1917 года. Обе стороны приходят к выводу, что их программы действий, применительно к существовавшей тогда в России ситуации, полностью совпадают. Уже на этом совещании Ленин предлагает Троцкому вступить в ряды большевиков, однако он откладывает принятие решения, ожидая мнения своих соратников. Сам же Ленин, комментируя эти переговоры, замечает, что немедленно объединиться с Троцким им обоим мешают «амбиции, амбиции, амбиции». В свою очередь, Троцкий в мае 1917 года заявил, что «Я называться большевиком не могу… Признания большевизма требовать от нас нельзя».

Осенью 1917 года Троцкий стал руководителем Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов (Петросовета) и, по оценке американского исследователя Ричарда Пайпса, в отсутствие Ленина фактически возглавлял деятельность большевиков в Петрограде вплоть до его возвращения. Именно Троцкий сформировал Петроградский военно-революционный комитет (ВРК), который стал основным органом подготовки вооружённого восстания в Петрограде, и выдвинул идею назвать новое советское правительство Советом народных комиссаров (Совнарком).

При подготовке Октябрьской революции Ленин и Троцкий воплощали разные линии. Тогда как Ленин понимал под лозунгом «вся власть Советам» передачу власти большевикам, Троцкий понимал его, как передачу власти именно Советам, в том числе и себе лично, как председателю Петросовета.

К осени 1917 года старые разногласия Ленина и Троцкого уходят в прошлое.

В марте-апреле 1918 года Троцкий становится наркомом по военным и военно-морским делам и принимает деятельное участие в создании Красной Армии и гражданской войне.

Ричард Пайпс в целом оценивает сотрудничество Ленина и Троцкого следующим образом: «Троцкий идеально дополнял Ленина. Он был способнее, ярче как личность, лучше говорил и писал, мог повести за собой толпу. Ленин же был способен увлечь главным образом своих сторонников. Но Троцкий не пользовался популярностью в большевистской среде - отчасти из-за того, что поздно примкнул к партии, а до этого долгие годы обрушивался на большевиков с критикой, отчасти - из-за своего невыносимого высокомерия. В любом случае еврей Троцкий вряд ли мог рассчитывать на роль национального лидера в стране, где, независимо от любых революционных событий, евреи считались чужаками. В период революции и гражданской войны он был alter ego Ленина, его неизменным соратником. Но как только победа была достигнута, Троцкий стал помехой».

Первые серьёзные разногласия после революции произошли во время так называемой «дискуссии о профсоюзах» 1920-1921 годов. В конце 1922 года Ленин (по утверждениям Троцкого) предложил ему составить блок на почве борьбы с бюрократизмом, однако вскоре Ленин вследствие тяжёлой болезни отошёл от дел и в 1924 году умер.

Историк и публицист Дмитрий Волкогонов отмечает, что Троцкий «какое-то время по популярности совсем не уступал признанному лидеру большевиков. Два ярко выраженных лидера октябрьского переворота в глазах общественного мнения олицетворяли большевистскую диктатуру».

По оценке Б.Г. Бажанова, во время Гражданской войны «сотрудничество Ленина и Троцкого было превосходным», и ещё в 1920 году «страна и партия считают вождями революции Ленина и Троцкого, далеко впереди всех остальных партийных лидеров».

Непосредственный очевидец событий С.И. Либерман так описывает положение Троцкого к концу Гражданской войны: «Вообще, в борьбе против контрреволюции и иностранной интервенции Троцкий всегда был на первом плане. В то время Ленина называли «мозгом и волей революции», а Троцкого - «её разящим мечом». Это пышное определение вполне соответствовало той несколько театральной шумихе, которой он любил окружать свои выступления.

Ленин, со своей стороны, уважал и подчёркивал не только военные, но, главным образом, организационные таланты Троцкого. Видно было, однако, что это вызывало подчас среди сотрудников Ленина некоторое недовольство и ревность. Ленин, вероятно, ценил революционный темперамент Троцкого и помнил его роль в подготовке и осуществлении захвата власти в октябре 1917 года; кроме того, всем было отлично известно, что Троцкий фактически создал Красную Армию и, благодаря своей неутомимой энергии и пламенному темпераменту, обеспечил её победу над белым движением.

Когда Ленин умирал, казалось несомненным, что либо Троцкий один займет пост вождя, либо разделит его с кем-либо из ближайших соратников Ленина.

Однако большинство партийных вождей решили всё же не связываться со своевольным и взрывоопасным Троцким, предпочтя ему создание «тройки» Зиновьев-Каменев-Сталин.

По выражению Георгия Ипполитовича Оппокова (также известен как Афанасий Ломов), видного большевика, первого народного комиссара юстиции Советской России: «Революция вошла в свою колею, и теперь нам нужны не гении, а хорошие, скромные вожди, которые будут двигать наш паровоз дальше по тем же рельсам. А с Львом Давидовичем никогда не знаешь, куда он заведёт».

Как пишут некоторые современные аналитики, в работах, написанных Троцким уже после изгнания из СССР, много добрых слов в адрес Ленина, которого, в частности, он называет «своим учителем»…

На снимке: Глашатаи революции В.И. Ленин (слева) и Л.Д. Троцкий (справа) - в середине участников митинга в 1918 году; Лев Троцкий (Бронштейн), Владимир Ленин (Ульянов), Лев Каменев (Розенфельд): слева - направо.

Ц.Ц. Чойропов.

Оставить сообщение