
Игорь Шутенков и бурятская игра престолов
Классики всегда говорили: самые крутые парни в республике — это Буряты. Наша сегодняшняя история о том, как эти крутые парни регулярно мешают спокойно делать свою работу.

Экскурс в историю Бурятской политики
Ни для кого не секрет, что в Бурятии существуют кланы, которые контролируют власть и бизнес на протяжении десятилетий. Наибольшее влияние традиционно имели иркутские Буряты — это старые семейные кланы, вроде Ханхалаевых и Матхановых, со своими людьми в ключевых позициях. Эти семьи создавали мощные сети влияния, простирающиеся от политики до экономики.
На другом конце — восточные Буряты. Они разобщены, большинство проживает в отдалённых районах республики и преследует собственные, зачастую разрозненные интересы. Когда-то существовал ещё и клан семейских, но с уходом Петра Лукича Носкова их влияние сошло на нет.
Каждый клан стремится продвигать своих людей в городскую и региональную власть, создавая блоки против любого руководителя, не связанного с их интересами. Политик, не имеющий их поддержки, сталкивается с жестким сопротивлением и множеством трудностей в своей работе.

Кланы в новых реалиях
Специальная военная операция, изменения в политической обстановке и время внесли свои коррективы. Некоторые влиятельные члены кланов покинули страну в связи с СВО, кто-то отошёл от дел, а отпрыски некогда враждующих семей уже успели породниться. Так меняется расклад сил, но эта система по-прежнему влияет на республику.
Последние годы федеральная власть приспособилась к кланам и их влиянию. Именно поэтому на ключевые посты в регионе всё чаще назначают людей «со стороны» — как в случае с Алексеем Цыденовым и Игорем Шутенковым. Но им приходится лавировать между различными группами, договариваясь с одними и сталкиваясь с сопротивлением со стороны других. Однако приспособились и сами кланы. Теперь у каждого из них есть свои медиаресурсы — от маленьких телеграм-каналов до целых телевизионных каналов. С их помощью можно оказывать давление на неугодных чиновников, формируя нужное общественное мнение.
Яркий пример — негативные публикации о бывшем мэре Александре Голкове на ресурсах «Ариг Уса» (Владелец канала Татьяна Мантатова, — видный представитель клана Ханхалаевых, который сохраняет своё влияние в регионе). В то же время отношение к Шутенкову на этих площадках остается нейтральным, либо его вообще стараются обходить стороной. Красноречивые цифры: 107 публикаций с упоминанием Мэра в ТГ-канале «Ариг Уса», против 1246 в ТГ-канале «Тивикома».

Главный вопрос
Как вы думаете, легко ли работать в атмосфере недоверия, когда даже в твоей команде могут быть члены разных кланов, готовые вставить палку в колёса в любой момент? Где интересы влиятельных групп мешают решению важных вопросов, а каждое действие становится политическим балансированием? Где нельзя показаться пешкой и приходится демонстрировать твёрдый характер?
Спросите Игоря Шутенкова.