Завтра в Багдарине: ночью
Курсы Валюты:USD75.76EUR89.93

    Россия возвращается в Арктику

    5282020-04-21Развитие инфраструктуры - одно из главных направлений освоения Арктической зоны

    Сергей Семин, военный обозреватель

    В последние годы значительно усилилось противостояние в Арктике. Причин для этого несколько. Основная - неопределенный статус границ в этом регионе, а также его важность в стратегическом плане. Некоторые эксперты даже пугают неизбежными вооруженными конфликтами, которые могут начаться при дележе «арктического пирога» в будущем. Причем интерес к Арктике проявляют не только государства, граничащие с этим регионом, но и Китай, и Индия – страны, расположенные далеко от вечных арктических льдов.

    На фоне столкновения геополитических интересов, немаловажным является факт концентрации вооруженных сил иностранных государств вокруг Арктики. Становится очевидной необходимость наращивания военной мощи Российской Федерации в данном регионе.

    Учитывая значение Арктики и ее потенциальные возможности, руководство России пошло по пути комплексного подхода к освоению и модернизации региона.

    Прежде всего, начали совершенствовать правовую базу. Изданы соответствующие указы и распоряжения. Их много. В частности, по указанию Президента РФ правительством утверждена новая редакция государственной программы «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации». Согласно документу, срок реализации госпрограммы 2025 год. Ее цель – повысить уровень социально-экономического развития Арктической зоны РФ.

    Многогранность богатств северной кладовой России предполагает несколько взаимосвязанных направлений их освоения. Начнем с главного. Пункт первый - ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока станет Северный морской путь (СМП). В частности, к 2025 году его грузопоток возрастёт в десять раз, до 80 миллионов тонн. Главная задача - сделать его по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией. Здесь нет никаких сомнений.

    Важное направление развития СМП связано с обеспечением вывоза минерального сырья. Это напрямую зависит от реализации инвестиционных проектов по добычи минеральных ресурсов. Их география - Варандей, Ямал, Диксон, Новый Порт, Дудинка, Норильск. В общей сложности 15 действующих и перспективных проектов, 11 из которых связаны с освоением нефти и газа, 4 – руд и угля.

    Чтобы реализовать эти и другие проекты, нужен флот. Это второй важный пункт в освоении СМП.  Ни у одной страны мира нет такого атомного ледокольного флота, как у нас. Разработаны планы дальнейшего развития мощного ледокольного флота нового поколения. В настоящее время он представлен 38 морскими судами, из которых 7 – атомные.

    С такой мощью РФ стала основным оператором транспортных путей в Арктике. СМП вряд ли когда-нибудь заменит Суэцкий канал, но может взять на себя около 20% морского судоходства Европа - Азия, особенно с учетом российских проектов по добыче в Арктике нефти и газа.

    Развитию ледокольного флота Россия и в дальнейшем будет уделять самое пристальное внимание. В конце октября текущего года на "Адмиралтейских верфях", расположенных в Санкт-Петербурге, спущено на воду универсальное судно ледового класса "Иван Папанин" проекта 23550. Нареченный в честь советского исследователя Арктики, адмирала, дважды героя Советского Союза Ивана Папанина, ледокол будет обеспечивать деятельность группировки российского флота в Арктике.

    «Иван Папанин» способен проводить корабли во льдах или буксировать судна, перевозить грузы, выполнять исследовательские и спасательные функции в районе архипелага Новая Земля, Новосибирских островов и в других акваториях. Его многофункциональность позволит вносить весомый вклад в возрождение российской инфраструктуры в Арктике.

    Его вооружат противокорабельными ракетами и универсальной 100-мм пушкой АК-190, которая сможет пробивать свыше полутора метров льда. Второй ледокол этого класса, получивший название «Николай Зубов», заложен год назад. В соответствии с долгосрочной стратегией развития к 2035 году Арктический флот России будет насчитывать не менее 13 тяжелых ледоколов, девять из которых будут атомными.

    Другой важной задачей в развитии Арктического региона является восстановление и совершенствование военной инфраструктуры, обеспечивающей безопасность страны с Севера. На этом целесообразно остановиться более подробно.

    Для парирования возможных угроз безопасности России Президентом и Правительством РФ принято решение о восстановлении военной инфраструктуры в Арктической зоне. Этот регион охватывает архипелаги Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля, а также материковую часть от Кольского полуострова до Чукотки. По данным министерства обороны России, в 2017 году завершено строительство более 100 военных объектов в Арктике. Именно они составят основу инфраструктуры военного ведомства в этом регионе.

    Практически закончено обустройство шести военных баз на арктических островах и материковой заполярной части страны. Завершены и обустроены 437 объектов для размещения формируемых воинских частей в поселке Рогачево (архипелаг Новая Земля), на островах Земля Александры (Земля Франца-Иосифа), Средний (Северная Земля), Котельный (Новосибирские острова), Врангеля и на мысе Шмидта (Чукотский автономный округ).

    В Арктическом регионе размещены новейшие системы слежения за пусками ракет и военная база ПВО. Построены или реконструированы первоочередные объекты инфраструктуры - аэродромы, боевые позиции арктических частей и подразделений, - а также административно-жилищные комплексы, включающие военные городки замкнутого цикла. Фактически министерство обороны России выполнило задачи, поставленные Верховным главнокомандующим: завершить возведение основных инфраструктурных объектов и иметь в этом году в Арктической зоне самодостаточные мобильные группировки войск. Сегодня россияне не просто вернулись в Арктику, а «поселились заново и крепко».

     

     

     

Фотогалерея

    • 2018-09-10
Посмотреть все

Голосование

Оценка нового дизайна